Тридцать шесть лет назад, 17 мая 1987 года иракский истребитель успешно атаковал американский фрегат «Старк». Причем самолёт смог уйти безнаказанным — несмотря на то, что военный корабль США знал о его приближении. Эта атака дала корабелам и стратегам немало пищи для размышлений. Почему самый современный корабль того времени, спущенный на воду 30 мая 1980 года, оказался полностью беззащитным перед атакой одного-единственного самолёта? Несмотря на широкую популярность этой истории, многое в ней остаётся загадкой по сей день.
К 1987 году между Ираком и Ираном уже несколько лет шла кровопролитная война. Поначалу иракские войска атаковали на широком фронте, надеясь, что самого факта вторжения будет достаточно для краха иранского режима. Однако сухопутным силам не удалось захватить важные перевалы, которые можно было бы успешно оборонять при неравенстве в силах. А авиации не хватало управляемых бомб, точной развединформации и всепогодных самолётов для эффективного разрушения транспортной инфраструктуры, по которой перебрасывались иранские войска. Но Иран, хотя и перешел в контратаку, никак не мог победить.
Как бы то ни было, война, несмотря на потери сотен тысяч человек, к середине восьмидесятых «успешно» зашла в тупик. Теперь как Ирак, так и Иран старались истощить силы друг друга, надеясь, что противник сдастся раньше.
В частности, иракская авиация предприняла серию небезуспешных атак на остров Харк в Персидском заливе, в 57 км к северо-западу от города Бушер. На этом острове размером 1?2,5 км располагались огромные нефтехранилища и важнейшие нефтяные терминалы Ирана. На сегодняшний день с острова экспортируется более 90% всей иранской нефти.
Однако во время войны иранцам пришлось пересмотреть всю структуру экспорта. Иракские МиГ-25РБ с авиабазы Насирия регулярно бомбили танкеры и нефтехранилища Харка тяжелыми фугасными «пятисотками», причем практически безнаказанно.
Поэтому, вместо того чтобы подвергать опасности зарубежные танкеры, стоявшие у Харка, иранцы зафрахтовали несколько танкеров для перевозки сырой нефти с Харка на более удаленный от Ирака остров Сирри. Сирри находился более чем в 750 км от ближайшей авиабазы Ирака, и потому находился вне зоны доступа самолетов противника — по крайней мере, так считали иранцы.
Несколько недель иракские военные просто не могли понять, как Ирану вновь удается массово экспортировать нефть. Затем возник вопрос — что делать с новой, недоступной целью. Действительно, даже МиГ-25РБ не мог долететь до Сирри.
Однако у Ирака был тщательно оберегаемый секрет. В составе его ВВС были французские «Миражи» двух модификаций, F.1EQ-4 и F.1EQ-5, способные заправляться в воздухе и наносить удары противокорабельными ракетами Exoсet AM.39 («Экзосет»). 12 августа 1986 года «Миражи» благополучно нанесли удар по острову.
Постоянный обмен ударами в Персидском заливе сильно беспокоил остальные страны, включая СССР и США. Заинтересованные стороны даже направили в залив свои боевые корабли для прикрытия торговли нефтью. Среди них был и герой статьи — американский фрегат «Старк» (FFG-31) класса «Оливер Перри», водоизмещением свыше 4000 т.
28 февраля в Джибути перед отправкой в Персидский залив экипаж фрегата получил инструкции по правилам применения оружия. Вероятность прямого нападения на корабль оценивалась как небольшая. В то же время, существенной опасностью представлялась потенциальная случайная атака. Полную ответственность за все возможные меры по защите корабля нёс командир фрегата.
17 мая «Старк» около 8 часов утра вышел из порта Манама в Бахрейне в радарный дозор. В тот день иракские самолеты, атакующие танкеры, были дважды замечены к югу от иранского острова Фарси в центральной части Персидского залива. Шёл «обычный» день войны.
Ракетная атака
В 20.00 самолёт ДРЛО засёк взлёт иракского истребителя, который направился на юг, т.е. туда, где среди прочих целей были и корабли США. Истребителю был присвоен номер 2202. Эсминец «Кунц» (Coontz), ведя истребитель своим радаром, доложил, что манера полёта 2202 характерна для атаки кораблей (ship attack profile).
Дальше события развивались стремительно.
Около 20.15 Кэптен Гленн Бриндел (Captain Glenn R. Brindel), командир фрегата «Старк», зашёл на боевой информационный центр (БИЦ, Combat Information Center — CIC), где ему доложили о наличии в воздухе иракского самолета. Сейчас трудно в это поверить, но тогда у США с Ираком отношения были практически дружественными — чего нельзя сказать об американо-иранских делах. Поэтому Бриндел принял информацию к сведению и пошёл на мостик, куда и пришел в 20.31.
Минутами ранее, в 20.24 «Старк» развил полный ход. В 20.50 оператор системы ближней противоракетной обороны (close-in weapon system, CIWS) «Фаланкс», никому не сказав, пошёл в туалет, а сама система была выключена. В 20.45 иракский самолет находился примерно в 120 морских милях от «Старка» — но командир а об этом еще не подозревал.
Примерно в 20.55 капитан спросил, почему нет радарной «картинки» приближающегося самолёта. Радар (SPS-49) переключили в нужный режим. В 20:57 удовлетворённый командир ушел в каюту. Минутой позже флотское командование запросило все корабли группировки, есть ли у них информация по цели 2202 — «Кунц» ответил отрицательно.
Около 21.00 фрегат заметил надводный контакт, который и искал радаром Мк.92 до 21.04. Тем временем в 21:01 другой радар корабля, SPS-49, засек приближающийся истребитель, отмеченный как неопознанный — хотя это был всё тот же 2202.
В 21.03, когда самолет приблизился на 43 мили, оператор Дункан запросил разрешения послать ему стандартный запрос-предупреждение. Однако лейтенант Монкриф, командующий БИЦ, сказал «Нет, подождем» — вероятно, думая, что самолёт отвернёт.
В 21.04 штаб спросил «Старк», наблюдает ли он данную цель. Фрегат ответил утвердительно. Минуту спустя самолёт, опознанный как «Мираж» F-1, повернул прямо к «Старку», находясь на дистанции в 32,5 мили. Однако в БИЦ этого… никто не заметил.
В 21.07 «Мираж» выпустил ракету — вперёдсмотрящий на «Старке» заметил яркую вспышку от её двигателя, но она была расценена как надводный контакт. В эту же минуту «Мираж» был взят на слежение радаром Mk.92, который еще не был переключен в режим наведения ракет. На корабле спохватились, что прямо на них летит иностранный истребитель. Лейтенант Монкриф приказал передать самолёту предупреждение, и позвать командира на мостик.
В 21.08 «Мираж» с расстояния в 12 миль выпустил вторую ракету — и, по иронии судьбы, его, наконец, запросили по радио. В это время экипаж занимал места по боевому расписанию и пытался включить систему постановки помех.
Примерно в 21.09 «Старк» взял «Мираж» на прицел, а командир, наконец, нашелся.
В 21.09 кэптен Гленн Р. Бриндел приказал радисту отправить по радио сообщение: «Неизвестный самолет, это военный корабль ВМС США на вашем курсе 078 (градусов) на (удалении) двенадцать миль. Прошу вас идентифицировать себя». Иракский пилот не ответил на сообщение. Командир корабля приказал отправить второе сообщение, на которое ответа тоже не последовало.
Но было уже поздно.
Наблюдатели передали «ракета на подходе, с левого борта» — но почему-то это сообщение не передали Монкрифу в БИЦ.
В 21:09 первая ракета врезалась в корпус фрегата под носовой надстройкой. Ракета не взорвалась, однако ее куски пробили корабль насквозь. Примерно через 20–30 секунд вторая ракета попала рядом, углубилась примерно на метр и взорвалась, выломав пробоину 3 на 4,5 м. Более 270 кг топлива от обоих ракет попало внутрь, где немедленно загорелись. Корабль и его внутренние отсеки затянул густой ядовитый дым. Команде фрегата пришлось связываться через посыльных в дыхательных аппаратах.
В 23.20 на помощь горящему фрегату подошел буксир. Мощными струями воды удалось охладить нос, где могли сдетонировать ракеты в пусковой установке. Затем на помощь пришло еще несколько кораблей и их пожарных команд. Героическими многочасовыми усилиями фрегат все же удалось спасти — хотя еще двое суток на нём случались возгорания. Корабль вышел из строя более чем на полтора года. Погибло 37 членов экипажа (27 погибло на месте от взрыва и пожара, двое утонули, 8 пострадавших скончались позже от полученных травм), еще 21 были ранены. В неразберихе после атаки «Мираж» спокойно улетел восвояси — хотя наблюдавший за ним самолёт ДРЛО пытался поднять саудовские истребители F-15, но не преуспел.
Следствие ведут…
По горячим следам было проведено флотское расследование, которое установило, что атака была «неспровоцированной», а фрегат все время находился в международных водах. Выяснилось, что с момента обнаружения «Миража» до момента попадания ракет «Старк» не маневрировал. Корабельное оружие, включая зенитные ракеты SM-1, 76-мм артустановку, 20-мм противоракетную установку, систему постановки помех и даже крупнокалиберные пулемёты — не использовалось. Кэптена Бриндела и лейтенанта Монкрифа хотели отдать под суд, но в итоге они отделались… строгим выговором и увольнением со службы.
Ирак заявил, что «Старк» находился в пределах объявленной зоны боевых действий. Но впоследствии всё же извинился, объяснив, что пилот истребителя спутал фрегат с иранским кораблем (или судном, идущим в Иран — как говорили иракцы позже). Поразительно, но США не предприняли никаких «карательных» действий в ответ — иракские извинения были приняты. А все «шишки» в виде усиления эскорта и ответа на следующие атаки танкеров достались Ирану, более враждебному США. Найти пилота, осуществившего атаку, представителям США не удалось. Неизвестно даже его точное имя.
Не так давно была обнародована версия, что «Экзосеты» были выпущены не с боевого истребителя, а с модифицированного в ракетоноситель гражданского лайнера Falcon 50. Дело в том, что разведка США предполагала, что «Мираж» может нести только одну ракету, а с двумя будет слишком труден в управлении.
Незадолго до инцидента иракцы попросили известную французскую фирму Thales, основного подрядчика по всем контрактам, связанным с «Миражами», дооборудовать Falcon радаром и системами вооружения «Миража» — как самолёт для тренировки летчиков. Идя навстречу крупнейшему потребителю, французы работали быстро и завершили все модификации к январю 1987 года.
Том Купер, известный исследователь ирано-иракской войны, предполагает, что единственный боевой вылет лайнера, получившего неофициальное имя «Сюзанна», состоялся как раз вечером 17 мая 1987 года. Самолет с двумя ракетами на борту взлетел с авиабазы Вахда, расположенной в 45 километрах к юго-востоку от иракской Басры, полетел на юг к центру Персидского залива, параллельно побережью Кувейта и Саудовской Аравии. Затем пилот развернулся к побережью Ирана, обнаружил и атаковал на краю запретной зоны неизвестную цель, оказавшуюся кораблем США. В том же году Ирак получил новые «Миражи» F.1EQ-6, способные нести две такие же ракеты.
Инцидент со «Старком» послужил поводом для множества горячих споров о том, насколько эффективны противокорабельные ракеты и флотское ПВО, а также и насколько устойчивы современные корабли к попаданию хотя бы одной-двух противокорабельных ракет.
А война между Ираком и Ираном продолжалась. Корабли других стран несли боевые вахты в Персидском заливе.
Вскоре тень «Старка» привела к новой трагедии. 3 июля 1988 года ракетный крейсер США «Винсеннес» принял за истребитель и сбил иранский лайнер А-300В, летевший по обычному маршруту и расписанию (о чём моряки не знали). Погибли все 290 человек на борту пассажирского лайнера.