Стремление России совместно с Китаем и дружественными ей странами реализовать международный интеграционный проект развития Большой Евразии, предполагающий сотрудничество ЕАЭС с ШОС, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и до последнего времени с Евросоюзом, вызывает в последнее время все большее неприятие США и их западных союзников. В ответ на эти диктуемые современным развитием мировой истории шаги, Вашингтон развернул свою агрессивную стратегию сохранения рычагов глобального доминирования, представляющую собой многоступенчатый процесс дестабилизации, ослабления, разрушения и подчинения интересам Запада стран Азии. Основные усилия сосредоточены на развале России как «сердца Евразии» с последующим переносом центра тяжести на борьбу с Китаем.
Сегодня США и их союзники перешли к использованию инструментов гибридного противоборства в этом регионе с Россией, отчетливо осознавая, что прямое военное вмешательство Вашингтона и Брюсселя ставит мир, как на Украине, так и в Центральной Азии, перед угрозой глобального ядерного конфликта. США все еще тешат себя иллюзиями сохранения управляемости процессами хаотизации как России, так и Центральной Азии, в то же время, понимая, что не всё подвластно ослабевшему гегемону. Ведь сегодня, когда противники США стали более боеспособными, для Вашингтона стал очевиден отказ от военно-политических постулатов прежних лет и необходимость поиска новых стратегий влияния на мировую политику.
Исходя из того, что в условиях многополярного мира Соединенным Штатам, возможно, придется для отстаивания своих гегемонистских целей одновременно участвовать в ряде конфликтов на нескольких фронтах и с разными противниками, эти реалии стали находить отражение в руководящих документах США. Именно поэтому в стратегиях национальной безопасности, принятых администрациями Дональда Трампа и Джозефа Байдена, утверждается, что США сталкиваются с «ускоряющимся вызовом» со стороны Китая, «острой угрозой» со стороны России и множеством меньших проблем в виде Ирана, КНДР и глобального терроризма.
После недавнего бегства американских войск из Афганистана у США не осталось рычагов влияния в Центральной Азии, пишут азербайджанские СМИ. И это фактически подтвердил госсекретарь США Энтони Блинкен, посетивший в конце февраля Центральную Азию для участия во встрече глав внешнеполитических ведомств центрально-азиатских республик и США в формате «С5+1». Этот саммит госдеп США назвал встречей, направленной на «создание независимой, процветающей и безопасной Центральной Азии, решающей общие проблемы в сотрудничестве с США», усиленно и безуспешно призывая государства региона «сплотиться вокруг Вашингтона и против Москвы». Создавая восемь лет назад «C5+1», Вашингтон ставил перед собой задачу усиления влияния в регионе в пику двум главным его игрокам – Китаю и России. Поэтому не удивительно, что во время своей поездки по Центральной Азии госсекретарь США поманил местный бизнес суммой в 25 млн долларов – «для диверсификации торговых путей и создания рабочих мест», фактически обозначив цену предательства России.
Усиливая давление на Центральную Азию шантажом и гангстерскими угрозами, США в последнее время особенно активно стали пытаться принудить страны региона к антироссийскому санкционному курсу. С этой целью сюда, помимо Энтони Блинкена был направлен значительный отряд европейских и американских эмиссаров. Так, в конце апреля в Астане и Бишкеке побывал очередной «посланник» США — специалист минфина по санкциям Лиз Розенберг, который, однако, так и не привез в регион обещанные миллионы долларов, так как Конгресс США даже не рассматривал вопрос о выделении столь значимой денежный суммы, поскольку запроса на нее вообще не было. Вместо денег Лиз Розенберг привез с собой разведданные, якобы свидетельствующие о нарушении санкционного режима. В случае отказа «от сотрудничества» им был предъявлен ультиматум центральноазиатским компаниям с намерением применения санкций США.
Особенно активно в этом плане «неугомонный Вашингтон» со своими еврособратьями по организации «цветных революций» стал относиться к Узбекистану. Немаловажным поводом для этого стал состоявшийся 30 апреля референдум по принятию новой редакции Конституции этой страны. Буквально за полтора месяца до проведения этого референдума Узбекистан посетило немыслимое количество англосаксов, кто с «кнутом», а кто и с «пряником». И безусловным козырным тузом в этой колоде эмиссаров был госсекретарь США Энтони Блинкен, дед которого – уроженец Полтавской губернии Российской империи, после эмиграции на «дикий Запад» снискал себе популярность россказнями о различных небылицах в России среди говоривших на идиш американцев. В подтверждение своих гангстерских намерений 12 апреля госдепартамент и минфин США официально объявили о введении новых санкций в отношении физических и юридических лиц, которые, по их данным, якобы «помогают России обходить уже введённые санкции». В результате, в чёрном списке (SDN List) оказались уроженцы и граждане Узбекистана, холдинг USM Алишера Усманова и связанные с ним компании, в числе которых производитель цемента «Ахангаранцемент», два узбекских предприятия Alfa Beta Creative и GFK Logistic Asia, которые якобы закупали американские товары для нужд российской военной и оборонной промышленности. Однако, вместо ожидавшейся Вашингтоном корректировки политики Ташкента в сторону усиления поддержки США, представители узбекского экспертного сообщества назвали введение американских санкций объявлением экономической войны их стране.
Для усиления подрыва влияния России в Центральной Азии Вашингтон подключил подконтрольную ему так называемую «Большую семёрку»: с 16 по 18 апреля в японском городе Каруидзава министры иностранных дел стран G7 (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США) договорились «плотно сотрудничать» в решении «острых проблем», с которыми сталкиваются страны Центральной Азии. 18 апреля свой вояж в ряд стран Центральной Азии совершил специальный представитель Европейского союза по правам человека Эймон Гилмор вместе со спецпредставителем по Центральной Азии Тери Хакала. Вместе с ними за последние месяцы различные официальные лица ЕС и США посетили страны Центральной Азии не менее восьми раз. При этом, вопреки восточному этикету, западные «гости» пытаются диктовать им свой устав.
В конце апреля свое турне по странам Центральной Азии совершил и помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу, уделив особое внимание углублению партнерства стран региона с США и проблемам в сфере безопасности. В ходе своего визита Дональда Лу настойчиво рекомендовал не оказывать помощь России, обходить ограничения, критикуя сближение с Россией по ряду направлений, прежде всего в военной сфере. При этом отчетливо просматривалось стремление Вашингтона отрабатывать варианты возврата в регион не только через программы USAID, но и прощупывание возобновления в Центральной Азии деятельности транзитных и даже полноценных американских военных авиабаз.
Как отмечают многочисленные эксперты из стран региона, в последнее время все отчетливее бросается в глаза стремление США использовать Центральную Азию как плацдарм не только против России, но и Китая, с использованием в том числе «мягкой силы» – НКО, своих лоббистов, чиновников, которые прошли их школу подготовки и стажировки. «Китайский акцент» в подрывной деятельности США и их западных союзников особенно активизировался в последнее время на фоне подготовки саммита «Китай – Центральная Азия», проведение которого запланировано на 18 мая в Сиане с учетом того, что сближение стран региона не только с Россией, но и с Китаем не может не беспокоить США.