Недавно в столице Пакистана прошло заседание Российско-Пакистанской межправительственной комиссии, где стороны обсуждали будущее отношений Москвы и Исламабада. Итогом конференции стали договорённости об увеличении и укреплении сотрудничества в сферах торговли и инвестиций, связи и транспорта, высшего образования, промышленности, железных дорог, финансово-банковского сектора, таможни, сельского хозяйства, науки и техники, информационных технологий и энергетики. В какой из сфер разворачиваются самые главные события, читайте в этом материале.
Электроэнергия по цене страны
Энергетика в Пакистане — вопрос болезненный. Только 15-20% от общего объёма Исламабад получает из собственных источников, а внушительные 80% ежегодно импортирует. И в последнее время с этим одни трудности. Из-за начавшихся в Европе проблем с энергоресурсами, вызванных принципиальным отказом импортировать российский газ, итальянские и катарские поставщики СПГ внезапно расторгли долгосрочные контракты с Пакистаном и перенаправили голубое топливо в терпящую энергетическое бедствие Европу. А 23 января бедствие дошло и до Пакистана, где власти планировали сэкономить на энергии, обесточив страну в ночное время. В итоге выяснилось, что инфраструктура не способна запитать всю национальную энергосистему одновременно, и к концу следующего дня свет появился только в Исламабаде и промышленной провинции Пешавар. Кроме того, из-за аномально высоких цен на газ в конце прошлого года Пакистан ввёл почасовой график подачи газа домохозяйствам.
Отдельная трагедия для Пакистана — затраты на покупку энергетических ресурсов. Так, в 2022 году суммарная стоимость импортированного СПГ и нефти составила 3% ВВП Пакистана ($8,36 млрд). Получается, что практически вся валюта, зарабатываемая страной, уходит на оплату импорта углеводородов. При этом увеличивается и внешний долг страны, который к концу года составил $27 млрд. Откуда брать деньги? Пакистанские лидеры в который раз обратились за помощью в МВФ. В ответ на просьбу о рекордных инвестициях фонд выдвинул условия, которые ещё больше разгонят инфляцию в стране. Чтобы смягчить мнение фонда, министр финансов Пакистана попросил США повлиять на МВФ. Пойдёт ли на уступки фонд, зависит от того, будет ли это интересно самим Штатам. Но вот срочные инвестиции Пакистану нужны уже сейчас.
Дело в трубе
«Пакистанский поток» Москва и Исламабад подписали ещё в 2015 году. Тогда СПГ-трубопровод носил название «Север — Юг». Он должен был пройти от порта Карачи, где построен СПГ-терминал, до Лахора, где планировалось построить электростанции, работающие на газе. Проект оценивался в $2,5 млрд, а его строительство должно было завершиться весной 2020 года. Но потом проект сел на мель — сначала Россия и Пакистан долго не могли договориться о тарифах на СПГ, а потом СШA ввели санкции против «Ростеха» и нужно было искать другого исполнителя. Не благоволила проекту и новая правящая партия Пакистана, определившая внешнеполитический курс на дружбу с США (даже глава пакистанской армии открыто поддержал Штаты).
На прошедшей российско-пакистанской конференции «Пакистанский поток» вновь поменял свою конфигурацию. В новой версии проекта предусматривается наличие газового источника, в качестве которого Россия будет рассматривать 3 варианта: поставки через Центральную Азию (Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан), через газопровод «Мир» (Иран — Пакистан) или через МГП «ТАПИ» (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия), в котором Россия примет участие, если будут решены вопросы безопасности. Но пока все маршруты находятся на низкой стадии готовности, а проблемы с поставщиками СПГ у Пакистана всё же будут — Исламабаду посоветовали начать переговоры с «Газпромом» и «Новатэком». И, вероятно, Пакистан прислушается к совету. Недавно ещё один из европейских поставщиков, итальянская Eni, сообщил, что февральская партия СПГ не будет доставлена вовремя.
+1 покупатель нефти в Азии
Одним из важнейших вопросов прошедших российско-пакистанских переговоров стала российская нефть. Кстати, нефтяные переговоры оказались результативнее. Министр нефти Пакистана Мусадик Малик заявил, что первые баррели российской нефти Исламабад после окончательного согласования всех коммерческих условий импорта топлива, в том числе и оплаты в пакистанских рупиях, закупит уже в апреле. Предполагается, что Россия сможет обеспечить до 35% всей импортированной нефти. Доставлять нефть и нефтепродукты планируется с помощью российского флота, который Москва начала медленно переводить в «теневой» через территорию Ирана по железной дороге.