Индия Китай Курдистан Пакистан Сирия
RECLAMA

2021-07-25 17:01

Китай

В этом месяце Россия и Китай отметили 20-летие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, краеугольного документа, который президент России Владимир Путин называет «основополагающим международно-правовым актом», который на протяжении своего существования поднял двусторонние отношения на «беспрецедентно высокий уровень»«.

Перед лицом растущего давления со стороны демократического лагеря, возглавляемого США, обе страны хотят продемонстрировать свое единство и сплоченность. Путин в июньской видео-конференции с президентом Китая Си Цзиньпином подчеркнул, что договор содержит такие ключевые договоренности, как взаимная поддержка в обеспечении единства государства-партнера и его территориальной целостности. Си Цзиньпин, со своей стороны, заверил, что двустороннее китайско-российское сотрудничество будет продолжаться, «независимо от того, сколько бы препятствий и препонов не предстояло преодолеть обеим странам на их пути вперед».

Красноречие российского и китайского лидеров призвано показать, что Москва и Пекин не изолированы на мировой арене и полагаются друг на друга в вопросах, представляющих ключевые национальные интересы.

После периода колебаний и некоторой «размытости» в формулировках, Москва и Пекин, наконец, отказались от любых перспектив военного союза и сосредоточились на построении других форм сотрудничества.

Си Цзиньпин назвал российско-китайские отношения «образцом нового типа международных отношений», а министр иностранных дел Китая Ван И сказал, что они лучше, чем любой союз. В целом китайские официальные лица воздерживаются от какого-либо конкретного определения отношений полного двустороннего согласия, чтобы не усугублять свои отношения с Западом, который уже и так серьезно обеспокоен установлением тесного партнерства между Москвой и Пекином.

Москва более откровенна в описании российско-китайского братства. Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал договор «правовой основой тандема Россия-Китай», характеризуя его как отношения даже более тесные, чем классический военно-политический союз.

Это согласуется с оценкой Ван И и совместным заявлением двух лидеров после их июньской встречи. Лавров не в первый раз называл двусторонние отношения «тандемом», но теперь под этим явно подразумевается нечто более высокое, чем менее эффективный и идеологически обязывающий альянс.

Разделяемое обеими сторонами общее определение российско-китайских отношений как чего-то большего, чем союз, преследует две цели: во-первых, продемонстрировать беспрецедентный уровень всестороннего сотрудничества; во-вторых, отстаивать идею многополярности и отвергать менталитет времен холодной войны. Это явный упрек США в их попытке возобновить традиционные союзы.

Однако у этого тандема Москва-Пекин есть и свои ограничения. Российские и китайские официальные лица считают информационную безопасность данных важной частью своего сотрудничества. Об этом говорилось на встрече Ван И и Лаврова в Ташкенте и закреплено в совместном за-явлении Путина и Си Цзиньпина.

Несмотря на их растущую дружбу, Москва проводит осторожную линию в развитии своей информационной инфраструктуры, чтобы избежать чрезмерной зависимости от западных или китайских технологий. Российские власти стремятся заставить всех российских операторов сотовой связи использовать только российские стандарты высокоскоростной беспроводной передачи данных в качестве условия для перелицензирования в 2021 году, что исключает задействование ими продукции западных и китайских производителей.

Еще одна потенциальная точка напряженности — это потепление отношений между Китаем и Украиной. В июле Пекин и Киев объявили о расширенном соглашении по инфраструктурным проектам всего через несколько дней после того, как Украина отказалась от поддержки заявления, призывающего ООН к независимому расследованию нарушений прав чело-века в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

А 13 июля в телефонном разговоре президент Украины Владимир Зеленский сказал Си Цзиньпину, что Украина может стать «мостом в Европу» для китайского бизнеса.

Это обещание актуально для Китая в связи с ослаблением его позиций в Восточной Европе. В мае Литва вышла из возглавляемого Пекином механизма сотрудничества Китая и стран Центральной и Восточной Европы (17+1) и вместе с Эстонией и Латвией продемонстрировала свою готовность противостоять Китаю по определенным вопросам.

В Венгрии в прошлом месяце вспыхнула акция протеста против планов правительства построить дополнительный кампус старейшего и престижнейшего Фуданьского Университета (г. Шанхай) в Будапеште. Все это может побудить Си Цзиньпина расширить поддержку Китаем территориальной целостности Украины.

Это потенциально открывает дверь и для поднятия между сторонами крымского вопроса, поскольку Пекин официально так и не признал Крым частью России. Москва, похоже, не желает подталкивать Китай к этому и избегает акцентировать внимание на данной проблеме, чтобы не превратить ее в какое-то препятствие на пути углубления сотрудничества с Китаем во множестве областей.

Когда в прошлом месяце Путина спросили о позиции Китая по Крыму, он весьма акцентированно сказал интервьюеру канала NBC, что сейчас делаются целенаправленные попытки разрушить отношения между Россией и Китаем, в том числе и путем постановки перед ним таких вопросов.

Посол России в Китае Андрей Денисов в большом интервью, данном в июле, подчеркнул, что Россия признает Тайвань частью Китая в соответствии с положениями Договора о дружбе и не будет связывать Крым с тайваньским вопросом. Тем не менее, он отметил, что в 2014 году Китай выразил свое понимание исторических и политических причин ситуации в Крыму. Этого явно хватило, чтобы Москва не давила на Пекин в этом вопросе и не превращала его в камень преткновения на пути углубления двусторонних связей.

Напряжение может также возрасти из-за растущего усиления присутствия Пекина на Ближнем Востоке. Совсем недавно Китай намеренно активизировал свое политическое и экономическое присутствие в Сирии, оплоте поддержки России в регионе.

Во время своего визита в Дамаск в июле Ван И поделился видением Китая по преодолению политического тупика в Сирии и пообещал активизировать сотрудничество с Дамаском в рамках инициативы «Один пояс — один путь». В свою очередь, Сирия поддержала Китай в вопросах Тайваня, Синьцзяна и Гонконга.

Активизация Китая в регионе, включая рост продаж здесь оружия, может привести к обострению конкуренции в этой области с Москвой.

Точно так же экономическое проникновение Китая в Центральную Азию через его мегапроект «Один пояс-один путь» может тоже насторожить Москву, особенно с учетом того, что разрекламированная взаимоувязка этого проекта с возглавляемым Россией Евразийским экономическим союзом осуществляется медленно. Например, несмотря на подписанное в 2018 году соглашение о свободной торговле, между Китаем и ЕАЭС пока еще не достигнуты конкретные договоренности о снижении тарифов.

Несмотря на красивые слова в официальных заявлениях российского и китайского лидеров и обозначенный ими безграничный потенциал «тандема Москва-Пекин», некоторые ограничения все же существуют.

Они не оказывают критического влияния на братскую российско-китайскую дружбу, поскольку лежат за пределами прочных рамок российско-китайского партнерства, основанного на глобальной стратегической координации, политическом доверии и взаимном уважении интересов безопасности и ключевых национальных интересов. Но они все же бросают некоторую тень на те безупречные отношения, которые продвигаются в официальном формате.