Индия Китай Курдистан Пакистан Сирия
RECLAMA

2021-07-22 19:36

Китай

В прошлый раз мы рассказали о турецком ЧВК на службе государства . Теперь расскажем о китайских.

Турне, которое совершил глава МИД Китая Ван И по Центральной Азии, оставило впечатление, что Пекин готов поддержать страны региона перед лицом угроз из Афганистана. При этом вопросы безопасности КНР все чаще с помощью «частных армий».

Правда надо сразу уточнить, что несмотря на то, что вопрос о «частной армии» КНР чаще всего в западной исследовательской среде обсуждается в русле нарратива о печально известных «вагнеровцах», китайские наемники как правило работают в формате частной охранной компании (ЧОК). В 2018 году в Китае насчитывалось свыше 5 тыс. таких фирм.

Некоторые из них все активнее продвигают услуги за рубежом. В 2016 году на глобальном рынке действовало свыше 20 китайских ЧОК. Эксперты уверены: реальное число компаний из КНР, которые предоставляют услуги в сфере безопасности, намного больше. Реальный драйвер их распространения – «Один пояс – один путь».

Формально в компетенции китайской «частной армии» входит защита нефтегазовых объектов, железных дорог, шахт, строительных площадок и дипломатических миссий. Известная китайская фирма DeWe привлекалась, к примеру, для защиты газового проекта в Эфиопии стоимостью $4 млрд, что, как писали западные СМИ, обеспечило ей беспрецедентный доступ к конфиденциальным данным и управлению объектом.

В Кении DeWe занимается подготовкой местных охранников для обеспечения безопасности железнодорожных путей, соединяющих Момбасу, Найроби и Найвашу. Это происходит в рамках контракта кенийцев с China Roads and Bridges Corporation. А в Южном Судане она обеспечивает безопасность Китайской национальной нефтяной корпорации.

«Частная армия» КНР старается быть в тени, но нередко ее представители оказываются в центре громких событий. Летом 2016 года сотрудники DeWe попали в гущу столкновений между враждующими местными группировками в Джубе. А в июне 2014 года компании VSS Security пришлось эвакуировать 1 тыс. китайских рабочих из Ирака, которые спасались бегством от противостояния между местными правительственными войсками и боевиками «Исламского государства».

Статус ЧОК не снимает всех вопросов по поводу того, являются ли китайские наемники средством проекции военной силы за рубежом. «В военной области у Китая есть две тенденции, – отмечал руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики РФ Алексей Маслов. – Во-первых, это пробные военные базы. Во-вторых, это самые разные ЧВК, которые КНР тоже по всему миру содержит, но которые пока являются по сути дела охранными компаниями. Они работают в рамках китайских газовых и нефтяных корпораций».

Однако, по словам Маслова, когда Пекин по полной начнет использовать ресурс «частной армии», ее присутствие за рубежом будет стремительно расти.

Как указывала научный сотрудник германского Института китайских исследований «Меркатор» Хелена Легарда, китайские ЧОК в основном укомплектованы бывшими солдатами НОАК, имеющими тесные связи с государством. «В связи с этим они действуют при молчаливой поддержке китайских властей. В результате Пекин может следить за тем, что делают эти компании, сохраняя при этом средство для правдоподобного отрицания на случай, если что-то пойдет не так», – говорит она.

К слову, в Китае полным ходом идет популяризация такой деятельности, например один из самых кассовых фильмов в истории кино, фильм "Война волков 2", повествует о наемниках уволенных из НОАК действующих в Африке.


Источник: vk.com