Индия Китай Курдистан Пакистан Сирия
RECLAMA

2021-06-12 20:01

Китай

Повышенное внимание Запада к Азии усиливает напряженность в Индо-?Тихоокеанском регионе. Лидеры НАТО намерены обновить главный официальный документ североатлантического альянса, его “Стратегическую концепцию”, и похоже, в ней будет прописана более глобальная роль организации.

Запуская инициативу "НАТО 2030" - процесс обсуждения будущего альянса - генеральный секретарь Йенс Столтенберг уточнил, что “НАТО должно быть сильнее политически” и иметь “более глобальный подход”.

Ранее госсекретарь США Энтони Блинкен призвал НАТО “углубить” сотрудничество со своими союзниками в Индо-?Тихоокеанском регионе, включая Южную Корею, в связи с необходимостью противостоять “системным вызовам” со стороны России и Китая.

“В мире сложных гибридных угроз, кибератак, экономического принуждения и стратегической коррупции НАТО больше не может ограничиваться географией", - заявил бывший глава НАТО Андерс Фог Расмуссен в интервью EURACTIV.

При этом, по его словам, будут по-?прежнему актуальны и “традиционные” задачи НАТО, такие как защита союзников от российской агрессии.

“Однако в будущем альянсу необходимо будет иметь дело с гораздо большим количеством политических вопросов, таких как объединение демократий по всему миру, чтобы противостоять автократии; сохранение Индо-?Тихоокеанского региона как зоны, где действуют правила и свободы; и сокращение нашей стратегической и экономической зависимости от автократических государств, которые злоупотребляют этой зависимостью, чтобы разделять свободный мир и шантажировать демократии”, - пояснил он и добавил, что “новая стратегическая концепция НАТО должна будет реагировать на быстро меняющийся мир, но адаптация является частью ДНК НАТО и ее исторического успеха“.

Коммюнике саммита НАТО объемом примерно 40 страниц, которое должно быть опубликовано на следующей неделе, будет содержать гораздо более сильные формулировки, чем когда-?либо прежде.

“Существует растущее расхождение между принуждающей политикой Пекина и нашими ценностями”, - говорится в проекте коммюнике.

Дипломатические источники, однако, подчеркивают, что НАТО не может просто "появиться на ровном месте" в Индо-?Тихоокеанском регионе.

Великобритания, Франция, Германия подтверждают ориентацию на Азию

В этом году Британия объявила, что намерена перенести основное внимание с Европы на Индо-?Тихоокеанский регион в рамках запланированного пересмотра своей внешней, торговой и оборонной политики.

Одновременно и ЕС в рамках новой стратегии для Индо-?Тихоокеанского региона также обязался обеспечить “значимое” военно-?морское присутствие в Индийском и Тихом океанах.

Отвечая на вопрос о стратегии ЕС, Жуан Гомеш Кравиньо - министр обороны Португалии, председательствующей в Совете ЕС, - сказал, что хотя ЕС изучает некоторые военно-?морские возможности, невоенное сотрудничество будет иметь более важное значение:

“Для ЕС наиболее важными стратегическими инструментами по отношению к Индо-?Тихоокеанскому региону, являются не военные, а те, которые связаны с нашей способностью сотрудничать с такими странами, как Индия, Япония, Южная Корея, Австралия и другие в этом регионе”.

В настоящее время Франция является единственным членом ЕС, располагающим значительными военно-?морскими силами в АТР, но остальные участники блока подвергается повышенному давлению со стороны США с целью активизации деятельности в регионе после того, как президент Байден назвал Китай ведущей угрозой глобальной безопасности.

Германия, со своей стороны, объявила о планах провести военный корабль через Южно-?Китайское море в августе с.г., назвав это поддержкой “основанного на правилах международного порядка” в регионе.

А что же НАТО?

“НАТО останется региональной организацией, но должна все больше выходить за свои географические границы, чтобы противостоять гибридным угрозам”, - заявил в интервью EURACTIV в преддверии июньского саммита Такан Ильдем, бывший посол НАТО и член группы "НАТО 2030". Однако наличие глобального подхода “не означает, что НАТО станет мировой полицией или глобальной организацией", - добавил Ильдем.

“Когда мы говорим о Китае - это уже не слишком удаленная географически страна: Китай присутствует повсюду в Европе. Посмотрите на все их экономические инициативы, некоторые ключевые инфраструктуры, такие как порты: они контролируются Китаем, и когда вы смотрите на Средиземноморье, Северную Африку и Ближний Восток - Китай там присутствует больше, чем Россия.”

“Сейчас Китай не представляет прямой военной угрозы для НАТО. Поэтому существует разница между тем, как мы смотрим на Россию, и тем, как мы решаем проблемы Китая”, - сказал Ильдем, добавив, что это должно делаться в тесном сотрудничестве с ЕС и партнерами по АТР, такими как Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония.

Согласно проекту коммюнике саммита, лидеры НАТО намерены подтвердить, что они “укрепляют политический диалог и практическое сотрудничество” с этими региональными партнерами, “чтобы содействовать безопасности на основе сотрудничества и поддерживать основанный на правилах международный порядок”.