Индия Китай Курдистан Пакистан Сирия
RECLAMA

Примерно 80% импортируемой Китаем нефти проходит через Индийский океан и Малаккский пролив. Таким образом, импорт энергоносителей Китаем осуществляется транзитными морскими путями, контролируемыми другими государствами.

Кроме того, 95% торговли Китая с Ближним Востоком, Африкой и Европой проходит через Индийский океан. Что еще более важно с точки зрения Пекина, этот регион контролируется китайскими соперниками: Соединенными Штатами и Индией.

С 2000 года план посещений портов региональных государств также значительно увеличился. В 1999 году не было ни одного запланированного посещения порта в регионе Индийского океана, однако с 2010 года этот план составлял в среднем около 20 посещений в год. Кроме того, Китай-единственная страна, открывшая посольства во всех шести островных государствах Индийского океана.

Подавляющая стратегическая цель модернизации плана за последние четверть века состояла в том, чтобы достичь уровня сил, способного защитить китайские интересы в Восточной Азии и удержать американцев от вмешательства в момент решения тайваньского вопроса, или, по крайней мере, держать их на расстоянии вытянутой руки, прежде чем остальная часть китайских военных сможет выполнить свою миссию. Теперь, имея на вооружении более 100 передовых эсминцев, фрегатов и сотни корветов, китайские стратеги начинают разрабатывать долгосрочные планы действий в Индийском океане.

Ху Бо, директор Центра исследований морской стратегии Пекинского университета, утверждает, что в будущем основными зонами для плана станут сначала западная часть Тихого океана, а затем северная часть Индийского океана, простирающаяся от побережья Ближнего Востока и Африки до Малаккского пролива. Что еще более важно, пишет профессор Ху что “для достижения эффективного военного присутствия в обоих океанах Китай должен рассмотреть вопрос о развертывании двух океанских флотов, сосредоточенных вокруг авианосцев - Тихоокеанского флота и Индийского океанского флота.”

Предлагаемый флот Индийского океана будет базироваться на ключевых островах в Южно-Китайском море и в дружественных странах вокруг северной части Индийского океана. В то время как основная задача такого флота состояла бы в том, чтобы работать с американским и Индийским флотами для защиты морских коммуникаций и сдерживания пиратства, Ху утверждает, что Соединенные Штаты и Китай обозначили друг друга как величайших стратегических соперников друг друга. Профессор Ли Чжан из южноазиатского исследовательского института Сычуаньского университета менее двусмысленно оценивает американское присутствие в регионе Индийского океана, которое он рассматривает как стратегическую попытку создания политического и военного альянса, нацеленного на Китай.

Перспектива двухокеанского подхода к морской безопасности соответствует передовой линии обороны, которая предусматривает создание Китаем “дугообразной стратегической зоны, охватывающей западную часть Тихого океана и северную часть Индийского океана". Китайская наука военной стратегии утверждает: “поскольку наш суверенитет и интересы на море часто подвергаются вторжениям ... мы должны сформировать мощную и сильную схему двух океанов, чтобы противостоять кризисам, которые могут возникнуть.”

Вот уже более полутора десятилетий ведутся дискуссии о нитке жемчуга в Индийском океане. Эта концепция основана на восприятии того, что Китай стратегически строит порты в приграничных странах, чтобы сдержать Индию. Хотя движущие силы такой инфраструктуры спорны, многие китайские аналитики широко комментируют этот вопрос. Лян Мэн утверждал что инициатива Пояс и путь может помочь сломать стратегическое сдерживание Китая Соединенными Штатами и Индией.

Обсуждая важность Индийского океана для Китая, Ши Хунъянь отмечает, что индийское Андамано-Никобарское командование служит железным занавесом, эффективно блокирующим выход Китая в Индийский океан. Непосредственно рассматривая потребность Китая в базах в Индийском океане, три исследователя из Военно-Морской Академии военных наук пишут, что освоение Индийского океана-единственный способ для Китая расширить свою морскую мощь. В частности, они пишут, что отсутствие баз-это форма недоедания, которая сильно отстает от расширения национальных интересов Китая. Они считают, что Китай должен развивать стратегические точки опоры в регионе, но должен быть осторожен в их выборе.

Такие базы могут служить точками снабжения и поддержки, которые могут играть стратегическую роль в морской мощи Китая. Они перечисляют Гвадар в Пакистане, но также упоминают Дар-эс-Салам, Сейшельские острова, Джибути и Хамбантоту в Шри-Ланке. Сознавая, что такая деятельность может вызвать озабоченность, они призывают к медленному проникновению, чтобы уменьшить индийскую и американскую морскую гегемонию. Эти потенциальные базы были бы дополнением к стратегическому опорному пункту, который Китай уже создал в Джибути, а также недавно подписанному соглашению, которое дает плану доступ к камбоджийской военно-морской базе в Сиамском заливе.

Пекин вряд ли официально объявит о создании флота в Индийском океане до того, как он начнет функционировать, и даже тогда по политическим причинам он может не называть его флотом.

Чтобы у Китая была эффективная военно-морская стратегия в регионе, некоторые китайские аналитики полагают, что план должен был бы выставить несколько полностью действующих авианосцев. Два авианосца со временем могут быть развернуты в Индийском океане.

Опасения Индии по поводу китайской деятельности в Индийском океане сами по себе не вызывают серьезной озабоченности в Пекине. Как заявил е Хайлин, вице-президент Института Азиатско-Тихоокеанской и глобальной стратегии Китайской академии социальных наук, “с точки зрения непрофессионала, Китай никогда не рассматривал Индию как главную проблему, будь то партнер или противник, это второстепенный уровень.” Однако опасения индийских лидеров относительно того, что Китай может сдержать Индию, заставили Нью-Дели обратиться к Вашингтону. Такая ситуация враждебна китайским интересам.

За последние семь лет Индия и Соединенные Штаты подписали три основополагающих оборонных соглашения, охватывающих самые разные области - от логистики до обмена разведданными. Кроме того, американские военные регулярно помогают своим индийским коллегам в вопросах безопасности , таких как помощь с катапультами на индийских авианосцахили отслеживание передвижений китайских военно-морских сил в Индийском океане. Проще говоря, увеличение китайской военной активности в Южной Азии и, в частности, в Индийском океане напрямую вызывает усиление безопасности и политических связей между Нью-Дели и Вашингтоном. Это играет на руку антикитайским ястребам в обеих столицах, которые стремятся противостоять и сдерживать Китай в регионе.


Источник: rf-smi.ru